Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

О непрерывном курсе информатики

Свернуть
Это важная тема.
X
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • О непрерывном курсе информатики

    Описание наших подходов к построению непрерывного курса информатики в Образовательной системе «Школа 2100» предполагает рассмотрение курса информатики в целом с учетом целей и принципов образования в нашей образовательной системе и последующее распределение обучения информатике по разным этапам учебного процесса.
    Сначала вспомним, как менялся поход к изучению информатики с 1985 года.

    Как это было

    1. Информатика появляется в школе под лозунгом «Программирование – вторая грамотность». Основатель информатики академик Андрей Петрович Ершов определяет информатику как «находящуюся в процессе становления науку, изучающую законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ, а также область человеческой деятельности, связанная с применением ЭВМ».
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	image_47.png 
Просмотров:	1 
Размер:	376.6 Кб 
ID:	450
    2. Информатика поворачивает в сторону освоения новых информационных технологий. Акцент в преподавании курса информатики смещается с обучения программированию на прикладной и технологический аспекты. Формулируется новая цель: «Компьютерная грамотность – каждому школьнику».

    3. Происходит разделение формирования компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики. Усиливается внимание к общеобразовательным функциям курса. Информатика, рассматривается как фундаментальная научная дисциплина, которая изучает информационные процессы, происходящие в системах различной природы, и возможность их автоматизации.

    4. Новый поворот в изучении информатики задают новые ФГОС. Информатика входит в предметную область «Математика и информатика», при этом формирование ИКТ-компетентности рассматривается отдельно от предмета «Информатика» как метапредметный результат, то есть как образовательный результат, формируемый на занятиях по разным учебным дисциплинам.

    Что не так

    На сегодняшний день в положении курса информатики хотим отметить особенности, не вызывающие энтузиазма:
    1) обозначенная в стандарте ориентация нашего учебного предмета («понимание роли информационных процессов в современном мире» и «получение представления об основных информационных процессах в реальных ситуациях») как-то слабо соответствует направлению развития олимпиад по этому же учебному предмету (олимпиады по информатике – это фактически олимпиады по программированию),
    2) сочетание большого числа тем и дидактических единиц в примерных программах по информатике и малого числа учебного времени на их изучение позволяет освоить учебный материал только поверхностно с основной нагрузкой на память учащихся; малое число часов не позволяет надежно освоить и отработать умения по обозначенным в примерных программах учебным темам,
    3) мы сомневаемся в возможности полноценного формирования ИКТ-компетентности, если этот процесс окажется разбросанным по разным учебным предметам; безусловно, средства ИКТ должны активно применяться на разных уроках, но систематическое обучение применению средств ИКТ должно проходить на уроках информатики.

    Цель Образовательной системы «Школа 2100» – функционально грамотная личность

    Функционально грамотная личность – это «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами»
    Можно сказать проще:
    «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом достойным человеком!»
    В «Школе 2100» для каждого учебного предмета формулируются линии развития – качества личности, развиваемые средствами этого учебного предмета.
    Ориентация на выращивание функционально грамотой личности хорошо соотносится с компетентностной ориентацией ФГОС.

    Соотношение общеобразовательного и профильного содержания в курсе информатики

    Итак, почему же олимпиады по информатике это, как правило, олимпиады по программированию?
    Наша версия ответа.
    • Многие учебные дисциплины испокон веков изучали, как устроен мир вокруг нас. Химия, физика, биология, география. В этих науках мы все «пользователи» окружающего нас мира. (Темы «Создателя» здесь не касаемся).
      Профильное обучение в таких дисциплинах – углубленное изучение того, как устроен мир вокруг нас. Это уже не только более знающие пользователи, но и исследователи.
      Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	image_46.jpg 
Просмотров:	1 
Размер:	66.4 Кб 
ID:	448
    • Появление информатики связано с изучением использования рукотворного мира – мира компьютерной техники. На уроках информатики за партами сидят не только пользователи этого рукотворного мира, но и его будущие творцы и создатели. Поэтому профильное обучение у нас это не углубленное изучение использования, а обучение созданию и развитию этого мира – мира компьютеров, точнее, мира всех средств информационных и коммуникационных технологий.
      Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	image_48.jpg 
Просмотров:	1 
Размер:	33.7 Кб 
ID:	456
    • Олимпиада по информатике – это не просто интеллектуальное состязание. Это один из путей в профильные вузы. Какими быть олимпиадам, согласованно должны определять профильные ВУЗы. Конечно, можно придумать профильный курс как курс с углубленным изучением информационных аспектов всего мира (рукотворного и нерукотворного), но содержание профиля всегда определяется профильными ВУЗами.

    Итак, особенность нашего предмета в том, что профильное обучение не является плавным продолжением базового, как мы видим на других учебных предметах. У нас профиль – это обучение будущих создателей нового инструмента. Поэтому олимпиады (профильные по определению) не проверяют умения использования.

    Базовое обучение – обучение квалифицированного использования этого уникального инструмента, впервые в истории позволившего автоматизировать не физический, а умственный труд, работу с информацией. Именно с целью более глубокой автоматизации умственного труда мы осваиваем моделирование, формализацию, структурирование и т.д.

    Что интересно, на первом этапе становления школьной информатики эта разница между базовым и профильным направлениями не была так очевидна. В те времена программирование было единственным способом использования ЭВМ для своих целей специалистами самого разного профиля. Поэтому лозунг «Программирование – вторая грамотность» призывал как к подготовке широкого круга пользователей – людей разных профессий, использующих компьютер для решения своих задач, так и к подготовке будущих разработчиков средств ИКТ.
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	image_49.jpg 
Просмотров:	1 
Размер:	30.1 Кб 
ID:	457 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	image_50.jpg 
Просмотров:	1 
Размер:	109.9 Кб 
ID:	459
    Со временем инструментарий пользователя значительно расширился, но нараставшее расхождение базы и профиля не было осмыслено и отражено в концепциях курса информатики. Попытки относиться к организации обучения информатике без учёта этой специфике вело к попыткам поиска неких общих фундаментальных основ у базы и профиля. В последнее время в качестве такого общего фундамента рассматривались информационные процессы, происходящие в системах различной природы, и возможность их автоматизации. Но суровая реальность берёт своё, и, как правило, в учебниках мы встречаем вежливое упоминание об информационных процессах в системах различной природы, а затем следует смесь тем пользовательских и профильных.
    Зачастую программированию (профильному направлению) вплоть до старших классов учат всех понемногу. Одни мучаются, другим мало. Забегая вперёд, скажу, что с нашей точки зрения программирование нужно далеко не всем, но тем, кому действительно надо, его надо значительно больше.
    Ситуация изменилась с появлением нового ФГОС. Как в новом ФГОС, так и в нашей ориентации на функциональную грамотность выпускников, на первое место выходят умения и компетентности. Честное формирование умений предполагает их обозначение, освоение, диагностирование, отработку и применение в проектах и жизненных задачах. Работа в этом направлении привела нас к выводу о том, что в информатике общему и профильному обучению (использованию инструмента и его созданию) соответствуют разные способы действий, разные умения.
    Нюанс: выбравшим профильное направление обучения, необходимо ещё и базовое (уметь публично выступать с компьютерным сопровождением необходимо и программистам). Поэтому им в принципе надо больше учебного времени. Сначала за счет кружков и факультативов, затем в старшей школе за счёт выбранного профиля обучения.

    Наш подход к построению непрерывного курса информатики


    Мы выделили учебные характеристики школьников, наиболее значимые (на наш взгляд) для освоения курса информатики:
    • Логическое и алгоритмическое мышление (актуально из-за сочетания логически сложного учебного материала и недостатка учебного времени)
    • Творческое воображение (необходимо при выполнении IT-проектов в процессе формирования IT-компетентности школьников)
    • Профильные регулятивные умения (проектирование – программирование – отладка – тестирование – сопровождение)

    1. Логическое и алгоритмическое мышление.
    Как мы любим повторять вслед за психологами, «основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет, и запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным». Поэтому основное внимание развитию логического и алгоритмического мышления мы уделяем в 1-6 классах.
    2. Творческое воображение.
    Продолжим цитировать психологов. «Есть период в развитии личности, который называют сензитивным относительно развития воображения. Сензитивный — значит особенно чувствительный к внешним воздействиям, способствующим развитию фантазии. Речь идет о дошкольном возрасте, когда ведущей деятельностью является игра. Разумеется, воображение развивается и до, и после указанного периода, но именно включение ребенка в игровую деятельность создает наиболее благоприятные условия для развития его фантазии».
    3. Профильные регулятивные умения.
    Освоение полного цикла действий по созданию приложений может проходить, когда школьники уже начали учиться программировать, но по возможности, когда ещё длится благоприятный период развития логического и алгоритмического мышления.
    Мы полагаем, что 5-6 класс – благоприятное время для «развивающего программирования», когда все дети могут попробовать себя в игровом программировании с элементами конструирования программ и приложений. Например, в среде Scratch.
    Дальнейшее освоение профильных регулятивных умений это удел тех, кто выбрал или рассматривает как возможность выбора пути изучения профильной информатикой.

    Мы видим следующие этапы в непрерывном курсе информатики.

    Дошкольники
    Развитие фантазии и творческого воображения, развитие мышления

    1-4 класс
    Ориентация на развитие логического и алгоритмического мышления. Возможно с применением развивающего программирования. (Logo, Kodu, Blockly). Мы предпочитаем бескомпьютерный курс «Информатика в играх и задачах» с возможным сочетанием с хорошими цифровыми образовательными ресурсами к нему из Единой коллекции ЦОР.
    Использование компьютера как инструмента, создание творческих работ на компьютере. Продолжение развития фантазии и творческого воображения с использованием компьютера как инструмента.

    5-6 класс
    Продолжение развитие логического и алгоритмического мышления. Возможен и бескомпьютерный вариант («Информатика в играх и задачах» для 5-6 классов), но мы всё больше склоняемся к использованию развивающего программирования в среде Scratch.
    Использование компьютера как инструмента в различных жизненных задачах (ситуационных заданиях) и для работы над проектами по разным предметам.

    7-9 класс
    В этом возрасте мы предлагаем постепенное расхождение учеников по разным подгруппам при обучении информатике, разным классам и даже школам. Постепенно происходит ориентация на преимущественно базовое или профильное обучение информатики. Мы понимаем противоречие между ранним выбором направления обучения и более поздней профессиональной ориентацией, но полагаем, что благодаря модульной структуре учебников это расхождение можно сделать постепенным, сначала точно определив некоторое число тех учеников, которые точно интересуются программированием, и тех, кого это точно не интересует. Среди остальных, было бы целесообразно рекомендовать профильное направление тем, кто проявил себя в математике и логическом мышлении. Основной аргумент – польза в возможности углубленной автоматизации в своей некомпьютерной профессии или учёт возможности выбора профессии, тесно связанной с ИКТ. Такая возможность с учётом кризиса в экономике очень важна.
    В базовом курсе мы ориентируемся на применение средств ИКТ в универсальных учебных действиях:
    • в познавательных (например, поиск информации, моделирование, применение интеллект-карт),
    • в коммуникативных (например, непосредственная коммуникация: общение в сети, публичные выступления, и опосредованная коммуникация: создание печатных, мультимедийных и электронных изданий),
    • в регулятивных (например, управление личными проектами, тайм-менеджмент).

    10-11 класс
    К сожалению, вследствие дискриминации Министерством образования и науки издательств, не входящих в холдинги «Олма-пресс» и «Эксмо-пресс», наша работа над 10-11 классами приостановлена. Поэтому можно только обозначить направления возможных работ в будущем.
    Старшая школа – школа профильная, но включающая наряду с другими профилями и профиль «Универсальный». Поэтому на наш взгляд базовое направление изучения информатики должно также профилизироваться и школьники должны осваивать применение средств ИКТ не только в универсальных, но и в профильных действиях, специфических для естественнонаучных дисциплин, для истории и обществознания, для филологии, для технологического профиля, и т.д.
    Профильное направление обучение – это классические дисциплины, относящиеся к Computer Science, проектирование и программирование приложений и подготовка к ЕГЭ.


    Будем рады познакомиться с вашими соображениями по этим проблемам и нашим предложениям.
    Последний раз редактировалось Александр Горячев; 2-2-2015, 12:35.

  • #2
    Мне, как учителю начальных классов, на следующий год придется готовиться к преподаванию курса. Это не первый опыт в нашей школе, когда предмет преподают учителя начальных классов. Видела методички, пока не совсем ими удовлетворена, ведь специфика требует некой подготовки. буду очень благодарна если коллеги посоветуют, что еще нужно почитать, на что обратить внимание.

    Комментарий


    • Татьяна
      Татьяна прокомментировал(-а)
      Редактировать комментарий
      К любому предмету требуется подготовка. Курс "Информатика и ИКТ" в начальной школе очень интересный и доступный. Учащиеся моего класса успешно справляются с заданиями учебника "Информатика в играх и задачах". Уроки проходят динамично, дети активны, им очень нравится данный курс т.к. они успешны. Задания простроены в игровой форме, даже "слабые" учащиеся успевают по данному предмету на необходимом уровне.
Обработка...
X